При возведении крупноблочных зданий комплексная механизация транспортирования сборных конструкций (фундаментов, стеновых блоков, крупных панелей перекрытий, элементов лестниц и перегородок и пр.) решается путем комплексной погрузки их на заводе на автомашины или автомашины с прицепами (крупные панели перекрытий), подачи к строящемуся объекту, разгрузки и укладки в строго определенном порядке в зоне действия стрелы монтажного крана. Разгрузка производится обычно монтажным башенным краном в случае подачи конструкций в третью смену или же автокраном или краном-экскаватором при подаче в первую и вторую смены.
Одна из рациональных схем комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций по доставке плитных элементов крупнопанельных зданий состоит В следующем: при помощи козлового крана с двусторонними консолями изделия с конвейера завода грузятся на прицеп-тяжеловоз или на автомобильный полуприцеп-панелевоз, оборудованные специальными устройствами, обеспечивающими вертикальное размещение и неподвижность элементов, что исключает возможность их повреждения.
Вертикальное размещение стеновых панелей создает большие удобства при снятии их кранами, а также дает возможность более полно использовать грузоподъемность прицепа.
Подъем и установка конструкций в проектное положение может производиться: отдельными конструктивными элементами, укрупненными элементами (блоками конструкций) и в целом виде. Укрупнение конструкций выполняется на складе или же у строящегося объекта.
В зависимости от принятых методов установки конструкций выбирается тип монтажного крана. С другой стороны, наличие тех или иных типов кранов с определенными техническими параметрами оказывает влияние на выбор методов установки конструкций в проектное положение.
Для комплексной механизации работ по подъему и установке конструкций используются различные типы кранов грузоподъемностью от 0,5 до 75 тонн, выпускаемых нашими заводами.
В зависимости от вида сооружений, расположения и характера конструкций подъем и установка их может быть выполнена железнодорожными, гусеничными, пневмоколесными, автомобильными, башенными, козловыми, мачтово-стреловыми, кабельными или простейшими строительными кранами.